Теория поколений

Поколение — это общественная группа людей, родившихся в один хронологический промежуток времени, которые росли в аналогичных условиях. Около 30 лет назад американский историк Уильям Штраус и экономист Нил Хоув создали «теорию поколений» и смогли доказать, что люди, рожденные в разное время, отличаются друг от друга существенно и глубже, чем это могло бы показаться.

Теория поколений — это исследовательский подход, который описывает, почему появляются разные поколения, что их объединяет и как они меняются. Ученые считали, что основным признаком объединения людей в поколение может быть общность ценностей и жизненного опыта. Если люди переживали большое общественное или социальное событие — война или кризис, — это влияло на их поведение и мышление.

Знание теории поколений помогает общаться с людьми и понимать особенности их мировоззрения: что сформировало собеседников и почему они так мыслят.

Между типами поколений существуют отличия во взглядах и восприятии многих вопросов. Поэтому важно знать временные интервалы между ними, для того, чтобы понимать кто есть кто. Типы поколений по годам:

  • величайшее поколение (1901 – 1925);
  • молчаливое поколение (1925 – 1944);
  • поколение бэби-бумеров (1944 – 1967);
  • поколение Х (1967 – 1984);
  • поколение Y — миллениалы (1984 – 2000);
  • поколение Z (2000 – 2011);
  • поколение альфа (с 2011).

Молчаливое поколение | 1925 – 1944

Ценности основной ячейки данного общества формировались до конца 50-х годов. Этот временной отрезок отличителен: Великой Отечественной войной, Сталинскими репрессиями, послевоенной реабилитацией людей и страны и др. Слово «семья» для них на первом месте. Только в узком кругу родных такой человек может делиться своим мнением на любые темы. Поскольку только семья не предаст. В общественных местах такие люди чаще всего отмалчиваются. Как гласит история и рассказывают наши предшественники, во времена Сталинских репрессий были очень актуальны доносы на соседей и коллег по работе. И в случаях, если человек «взболтнул лишнего», могли расстрелять лишь только за его слова, принимая информацию доносчика за истину. На этой почве поколение и получило свое название — молчаливое.

Также в тот временной промежуток появились антибиотики, которые изменили всю мировую медицину. Что впоследствии внушило людям безусловное доверие к работникам медицинской сферы. Заключения врачей воспринималось как табу, не подлежащее оспариванию.

Итак,  люди из данного хронологического интервала чтут законы, мнение других людей и лишний раз не открывают рта без веских причин. Также они очень предусмотрительны в отношении сбережений на черный день.

Поколение бэби-бумеров | 1944 – 1967

Представители данного поколения рождались в послевоенный период. С 1950 по 1962 коэффициент рождаемости превышает показатели на сегодняшний момент. Бумеры отличались оптимизмом, почти все из них могли работать в коллективе и любили командные игры, к примеру, футбол или хоккей. Также они были очень крепки здоровьем и выносливы, хорошо выполняли работу своими руками.

Однако в 90-е годы данная идеология развалилась, в период перестройки, когда люди потеряли работу, статус, а все их финансовые сбережения утратили свою ценность. Распад СССР случился в период, когда они еще не были пожилыми, следовательно, отрезок взрослой жизни во время реформ и после них эти люди провели с другими правилами и традициями, отличительными от тех, которые были ранее. Поэтому бэби-бумеров можно причислить к потерянному поколению. В принципе, данный термин можно отнести к любому поколению, которое пережило серьезные реформы и не смогло адаптироваться к ним. Показательным примером были люди, вернувшиеся после Первой мировой войны: многие из них так и не смогли приспособиться к обычной жизни.

Большинство из них работяги «с большой буквы» при необходимости готовы работать по 60 часов в неделю без отгулов. Самое страшное для этих людей — это потеря работы. И один из важнейших факторов для них — это словесная похвала, в виде признания полезности их проделанной работы. Большая часть из них являются консерваторами. По сведениям Роскомнадзора, люди данного возраста являются основными потребителями газет и телевидения.

Бумеры почти не пользуются различными мессенджерами и современными гаджетами. Разумеется, есть исключения из правил — самые младшие представители поколения, родившиеся в период с 1960 по 1963 года. Начиная с 2003 года, когда человечество начало переходить на работу с компьютерами, многим из них пришлось осваивать данные новшества в силу специфики своих профессий. Однако, по данным  Citipost Mail, 91% бумеров имеют минимум по одному аккаунту в социальных сетях.

Поколение Х (икс) | 1967 – 1984

Родители иксов прошли Великую Отечественную войну или появились на свет сразу же после ее завершения. В послевоенный период большинство людей являлось представителями обычного рабочего класса: строителями домов, ремонтниками дорог, врачами, учителями и так далее. Большинство времени они уделяли своей работе, а не воспитанию детей. Как мы упоминали ранее, самое большое количество разводов пришлось на долю бэби-бумеров, что также повлияло на падение показателя рождаемости. В итоге, было множество неполноценных семей. Матерям-одиночкам приходилось устраиваться на работу, чтобы прокормить себя и своего ребенка, вместо того, чтобы заниматься их воспитанием.

Поэтому можно сказать, что большая часть иксов была предоставлена самим себе в детстве и в подростковый период, то есть выросли самостоятельно. В редких случаях, когда мамы и папы занимались воспитанием детей, они пытались внушить им свои социалистические взгляды на жизнь. Им внушали про светлое будущее и что нужно трудиться во благо своего народа и государства. Они искренне верили в то, о чем твердило старшее поколение, однако в силу возраста не могли до конца понять и прочувствовать всю суть данной философии. И как только они достигли так называемого сознательного возраста (20 – 25 лет), начинается распад СССР, и все заложенные идеалы и принципы рушатся за несколько лет у вас на глазах. Поэтому неудивительно, что категория общества X не проявляет особый интерес к политике.  Данная категория людей очень недоверчива ко всему, что их окружает, начиная от рекламных продуктов и громких лозунгов, заканчивая уверенностью в завтрашнем дне, к примеру, выплатят ли им зарплату на работе или вообще сократят. Следовательно, им присуще полагаться только на самих себя.

Одна из их особенностей — это неординарное видение различных вопросов и подход к их решению. Они стараются быть всегда в курсе событий, происходящих в мире. Также они очень эластичны по отношению к переменам.

Иными словами, иксы выросли в тяжелом периоде разногласий и перемен, вследствие чего им больше остальных присущи депрессии, психическая неустойчивость и душевные переживания. Но стойкость духа и умение выживать в трудных условиях является одним из многих качеств, свойственных иксам.

Иксы отличаются своими лидерскими качествами. Они понимают, как правильно организовать свое рабочее пространство и подобрать необходимых исполнителей, чтобы своевременно выполнять задачи для достижения поставленных целей.

Как правило, они активно продвигаются по карьерной лестнице. Как их предшественники, они опасаются потери работы: большое количество записей в трудовой ужасает их. Работа ради денег и повышения в должности отчетливо резюмирует данную категорию людей, но этот критерий является причиной их внутреннего «выгорания».

Работа по ненормированному графику — это не про иксов. Им нужен фиксированный режим работы, для того чтобы они могли грамотно распределять время на построение карьеры и семью. В отличие от бумеров, они начали трудиться во благо своего будущего, а не общественного. Но это не отменяет того факта, что им небезразлично, что о них подумает другие люди.

Поколение Y (игрек) или миллениалы | 1984 – 2000

Миллениалы — одно из самых тяжелых поколений для общественного восприятия. Данное название произошло от латинского слова «миллениум» — тысячелетие. Поскольку Y родились на стыке тысячелетий. На сегодняшний день игрекам от 20 до 36 лет.

Данная категория людей выросла в очень непростой период: перестройка, войны и эпидемии. Однако стоит отметить, что были и положительные перемены: глобальный прогресс в информационных технологиях. Благодаря смартфонам игреков называли «поколением большого пальца», поскольку они были первыми людьми, кто набирал сообщения в телефоне пальцем одной руки.

По большей части они заботятся только о самих себе, о свадьбе и детях начинают думать не раньше 30 лет. Самопознание — их основное кредо в жизни. В большинстве случаев с игреками их обеспечивают родители до тех пор, пока те очень крепко не встанут на ноги. И они в свою очередь не спешат с трудоустройством, объясняя это тем, что работа должна приносить удовольствие.

Им чужды устаревшие методы обучения, поскольку в век информационных технологий ценность самой информации теряет свой вес. Сведения, которые можно было получить только от преподавателя, теперь есть в открытом доступе, в интернете. С одной стороны, это хорошо, но с другой, миллениалы становятся слишком доверчивы к сведениям, получаемым через Интернет-ресурсы, не проверяя подлинность данной информации.

Смысл получения образования в университете для них теряет свою значимость. Также у них возникают вопросы к актуальности информации, получаемой ими от преподавателей, которые обучают по устаревшим методам.

Нельзя утверждать, что их вообще не беспокоит продолжение рода, но все-таки на первом месте остается саморазвитие и получение благ от мира сего. Одна из причин данных убеждений — это постоянные перемены в жизни игреков, начиная от экономических переворотов, заканчивая немыслимо быстрым развитием технологий. Просто они не уверены в завтрашнем дне и в пригодности того, чем они занимаются сегодня. Поэтому не видят оснований для построения планов на дальнейшее будущее.

Характерная черта для Y — это так называемая «бессрочная молодость». Они стараются до последнего отсрочить факт того, что они уже взрослые люди. Поскольку быть взрослым — значит самому нести ответственность за свои поступки, а то и своих детей. Мысль о данных реалиях ужасает миллениалов. Основной причиной этому является показательный пример их родителей, так как иксы отдавали и отдают все до последнего, чтобы обеспечить своих детей. Говоря прямо, могут потратить последние накопления ради светлого будущего своих чад. Смотря на все это, игреки не хотят такой же участи. Данная категория людей хотят иметь все и сразу. Поскольку большую часть их сознательной жизни мама с папой старались обеспечить всем необходимым, а им в свою очередь не требовалось прикладывать для этого каких-либо усилий. Очень важным фактором для них являются выгодные знакомства: они считают, что связи с нужными людьми сыграют более значимую роль в их финансовом благополучии, чем образование в университете или колледже.

Поколение Z (зет) или зумеры | 2000 – 2015

Поколение Digital, стартапов и креативного предпринимательства. Для них не существует шаблонов и ограничений, принципов и устойчивых взглядов. Делай как «по кайфу» и что «по кайфу» и плевать на последствия — их кредо по жизни.

С самого раннего возраста зеты любят получать новые знания и способны запоминать и обрабатывать большие объемы информации. Основные сведения они берут из всемирной паутины. Из значительных нюансов — они очень капризные и психически неуравновешенные особы, склонные к нарциссизму и эгоизму. В случае, если им откажут в их просьбе, они могут закатить истерику и устроить скандал.

Представители данной категории людей — это свободные художники своего рода. Они не нуждаются в комфортных условиях, стабильной работе и финансовых привилегиях. Они тянутся к новому и незнакомому. Им не принципиально, где спать и на чем передвигаться. Осознание опасных последствий их действий очень невелико. Самое важное — это получить порцию новых ощущений здесь и сейчас. Одно известно точно, их нужно мотивировать. Всё, что они делают, требует реакции окружающих, неважно, негативной или позитивной. Главное — это внимание к их личности, они просто пожиратели эмоций. Все задачи, которые вы ставите перед этим поколением, нужно формулировать четко и детально. А вот за каждое выполненное сразу давать вознаграждение. Они не любят работать на будущий результат, им необходима мотивация за каждое выполненное задание.

Зеты не могут обойтись без применения различных гаджетов в повседневной жизни. Они проявляют повышенный интерес к новаторским технологиям. Поэтому можно предположить, что в дальнейшем большинство из них свяжут свою жизнь с биоинженерией, IT-технологиями и прочими сферами, связанными с изучением чего-то нового и неизведанного. По большей части поколение Z предпочитает варианты удаленной работы или freelance, работа в кабинете с 10 до 19 не для них. Они увлекаются изучением time-management и нетворкингом, то есть пытаются улучшить свои способности к восприятию информации, ее обработке и дальнейшему ведению переговоров. Однако перечень основных интересов на этом заканчивается. Экспансивные знания о современных трендах этой недели для них самый значимый фактор, а все остальное можно будет узнать в любой момент через всемирную паутину, когда «прижмет». Большинство из них являются самоучками, использующими различные инструменты для обучения, такие как вебинары, посты в Instagram и видеоролики в Youtobe.

Поколение A (альфа) | c 2011

Альфа в корне отличаются от предшественников по многим пунктам. Они динамичные пользователи всемирной паутины. Примерно в 2 года около 80% малышей уже активно играют в игры на смартфонах и планшетах. Современные родители стараются избегать лишней агрессии по отношению к современным детям. И поколение A (альфа) отличается повышенным чувством самодостоинства с раннего возраста и общаются со старшими на одном уровне.

Они практичны почти во всем, не стесняются лишний раз спросить «зачем?». В особенности их волнует вопрос, как использовать приобретенные знания в повседневной жизнедеятельности. Если ответ им не понравится, объяснить важность того или иного действия, будет крайне проблематично. Они выросли в окружении нескончаемого количества игрушек, одежды и современных гаджетов. Они быстро утрачивают интерес к чему-либо, их трудно поразить или осчастливить.

Они знают целый ряд психологических приемов, действующих на родителей. Без труда могут провести внутренний анализ своего состояния и понять причины возникновения депрессии или, наоборот, поднятия настроения. Они будут готовы пройти через любые наказания, но останутся стоять на своем во что бы то ни стало.

Они осведомлены и компетентны во многих вопросах, не подвластных детскому восприятию еще 10 лет назад, таких как взаимоотношения родителей, причины финансовых проблем в семье и для чего, в принципе, нужны деньги. Также альфы очень быстро прогоняют информацию через себя и проводят ее детальный анализ. Но есть и обратная сторона медали: им очень тяжело дается удерживать в голове получаемые сведения. У некоторых бывает так, что они не могут запомнить даже адреса, где они живут. Их мышление кардинально отличается от всех предшественников: им важно не запоминать адреса, даты или имена, а знать, через какой источник лучше найти необходимые сведения, как их классифицировать и применить в дальнейшем.

Источник: ПГУ им. Т. Шевченко

Рекомендация: Теория поколений в России и их ключевые особенности, Чем отличаются поколения Y и Z, и что между ними общего. Исследование