Цветная типология личности

Типы поведения личности изучал американский психолог Уильям Марстон. Еще в 1928 году он выпустил книгу «Эмоции нормальных людей», в которой изложил теорию DISC.

DISC (Dominance-Influence-Stability-Compliance) — классификация психотипов: «доминация», «влияние», «стабильность», «система». Это четырехсекторная поведенческая модель для исследования поведения людей в окружающей их среде или в определённой ситуации. DISC рассматривает стили поведения и предпочтения в поведении. При этом DISC не оценивает умственные способности человека (IQ), эмоциональный интеллект (EQ), не является инструментом выявления ценностей человека, не оценивает образование, способности и опыт.

Доктор Марстон в своей теории рассматривает поведение человека на основании двух критериев:

  • благоприятное или неблагоприятное восприятие человеком среды, в которой он действует;
  • активно (быстро) или пассивно (медленно) человек действует и реагирует на конкретные ситуации.

Теория Марстона послужила основой для типологии личности DISC. Его последователи изобразили DISC в форме «марстоновского креста». Четыре квадрата, образующиеся от пересечения осей (восприятие и реакция), отображают четыре поведенческих типа:

  • «Красный» — фактор D (доминирование) — Dominance
  • «Жёлтый» — фактор I (влияние) — Influence
  • «Зеленый» — фактор S (стабильность) – Steadiness
  • «Синий» — фактор C (приверженность, соответствие) — Compliance

«Красный» фактор D (доминирование)

 Ценности: власть, значимость, драйв, вызов, результат, победа

Характеристики: азартный, соперничающий, целеустремленный, решительный; стратегически мыслящий; комфортно чувствует себя в сложных изменяющихся условиях; предпочитает активный отдых; одевается так, как считает нужным; дерзкий, прямолинейный, нетерпеливый, иногда бестактный;

в общении стремится доминировать, выделится, показать себя, любит указывать другим, но при условии «сильного руководства» хорошо чувствует субординацию; сильное, напористое рукопожатие, прямой контакт глаз; выразительная речь

Мотиваторы:  власть и перспективы карьерного роста, полномочия, свобода действий, деньги, соревнование, разнообразие задач, их эксклюзивность

 Рабочее место может быть в беспорядке, вещи подчеркивают статус

 Основные задачи: сложные, срочные и важные.

В стрессовой ситуации: склонен к агрессии

В конфликте: активное уверенное поведение, не уходит от конфликта, а как будто даже «разжигает» его, быстро ориентируется в ситуации и быстро принимает решения

 «Жёлтый» фактор I (влияние)

 Ценности:  люди, идеи, общение, позитивная атмосфера.

Характеристики: обаятельный, оптимистичный, открытый, общительный, эмоциональный, позитивный, сочувствующий, дружелюбный; творческий, нестандартный, обожает все новое, «генератор идей»; знает чего хочет от жизни; модно одевается, любит украшения;

в общении проявляет энтузиазм, увлеченность, много и активно жестикулирует (из-за чего может казаться поверхностным и импульсивным); предпочитает находиться среди людей, хороший рассказчик, «душа» коллектива; длительное дружелюбное рукопожатие, частый и доброжелательный контакт глаз

Мотиваторы:  признание и популярность, (внимание и одобрение других людей), партнерство, контакты, связи, деньги (как средство обеспечения стиля жизни), антураж, нестандартные задачи, возможность творчества

 На рабочем месте можно увидеть сертификаты, картины, сувениры

 Основные задачи:  что больше нравится

В стрессовой ситуации: может становиться навязчивым

 В конфликте:  активная уверенная позиция, направленная на избегание агрессии и создание более благоприятной атмосферы с помощью убеждения, стремится к партнерству

 «Зеленый» фактор S (стабильность)

 Ценности: безопасность, предсказуемость, статус-кво.

Характеристики: последовательный, осторожный, терпеливый, обстоятельный, стабильный, надежный; осмотрительный, не любит перемены; упорный, внимательный, организованный, глубокий; предпочитает удобную, комфортную одежду;

в общении мягкий, спокойный, учтивый, доброжелательный, чуткий; подстраивается под собеседника; не умеет отказывать; искреннее рукопожатие, теплый, дружественный контакт глаз

Мотиваторы: признание его лояльности, защищенность, размеренность, безопасность, стабильность, предсказуемость; возможность быть частью команды, хорошие отношения в коллективе; глубокая специализация в избранной области

Хорошо организованное рабочее место (дела и вещи в идеальном порядке), фотографии близких, семьи, дома

Основные задачи: последовательные, хорошо структурированные; с удовольствием выполняет рутинную работу

В стрессовой ситуации: свойственно соглашательство

В конфликте:  пассивная позиция, стремится поддерживать нейтралитет; избегает чувства собственной незащищенности, предпочитает «сглаживать острые углы», слушает, уточняет, собирает информацию

 «Синий» фактор C (соответствие)

 Ценности: логика, система, стандарты, правила, факты.

Характеристики: дисциплинированность, практичность, точность, четкость, собранность, аккуратность, принципиальность, стратегическое мышление; одевается элегантно и аккуратно, но консервативно;

в общении подчеркнуто вежливый, корректный, дипломатичный; замкнутый (общается только по необходимости), иногда занудный; его трудно обмануть, т.к. он никому не доверяет; осторожно относится к проявлению чувств, сдержан в жестах; ненавязчивое краткое рукопожатие, склонен избегать длительного контакта глаз

Мотиваторы:  структурированная рабочая среда, стабильность, значимость выполняемой работы, признание их правоты и профессионализма, карьерный рост, доступ к информации, факты

Опрятное рабочее место, где «все для работы», инструкции, графики

Основные задачи: аналитические

В стрессовой ситуации: уходит в себя, замыкается

В конфликте:  действует осторожно, стремится снизить степень противостояния и избежать проблем; организован, собран, не спешит, «просчитывает ситуацию», аргументирует свою позицию

Основы психологического подхода к изучению цветов были заложены и осуществлены на практике и швейцарским психологом Максом Люшером (1923 — 2017). Люшер выделяет четыре цветовых типа личности. Характеризует эти типы следующим образом:

Синий — потребность в глубокой привязанности.

Зелёный — потребность в отстаивании собственной позиции.

Красный — потребность в достижении, обладании, лидировании.

Жёлтый — потребность в эмоциональной вовлечённости, яркости переживаний и общении.

При отнесении личности к тому или иному «цветовому типу» решающую роль играет оценка поведения личности.

При этом человек, относящийся к одному из четырех основных типов личности, может вести себя совершенно противоположным образом. Это зависит от того, какую роль он в настоящий момент реализует.

Источник: Система DISC: цветовая типология личности и мотивация персонала